Формирование коммуникативных навыков и развитие творческого мышления в процессе реализации программы Lego-студии «Мир занимательных историй»

Авторы: учитель-логопед Кукарцева Е. Ю., музыкальный руководитель Остаточникова Н. А., МАДОУ НГО детский сад № 39 «Родничок», Невьянский район, пос. Цементный

Мы живем в «век высоких технологий», где робототехника стала одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения и других направлений деятельности человека.

Дошкольное образование – первая ступень образовательной системы, именно оно призвано обеспечить полноценное, гармоничное развитие личности в поликультурном обществе.

Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что они узнают самостоятельно и от взрослых. В старшем дошкольном возрасте заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой тесно связана с интересом к делу и с чередованием разных видов деятельности. У детей этого возраста заметно повышается произвольность психических процессов. Именно в дошкольном периоде начинает формироваться исследовательская деятельность. Зная о психофизическом развитии детей дошкольного возраста, можно решать задачи конструктивного характера.

Как известно, в обновлённой системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Являясь ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, игра позволяет исследовать мир через Lego- моделирование.  

Творчество, как отмечают ученые психологи, это практическая или теоретическая деятельность, в которой для субъекта деятельности возникают новые результаты: знания, решения, способы действия, материальные продукты.

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Поэтому перед нами — специалистами возникла проблема: формирования  коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста, как средство наиболее полной и успешной социализации воспитанников, имеет огромную значимость и актуальность.

 Цель программы «Мир занимательных историй»: Обеспечение системы средств и условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие коммуникативных способностей и творческого потенциала.

Программа основана на принципах индивидуализации, модульности, непрерывности, технологичности и открытости, включающая в себя различные образовательные пространства практик для взрослых и детей и наукоемкие технологии. Одна из воспитательных задач – привлечь в эту среду родителей (об этом поговорим немного позже). 

Процесс реализации программы включает в себя  три  этапа:

  • Восприятие классической музыки
  • Моделирование конструктивных образов
  • Оречевление созданных построек

1 этап: Восприятие музыки

Накопление у детей музыкального опыта  важнейшая задача  для всего периода дошкольного детства.

Художественное восприятие музыкального образа детьми старшего дошкольного возраста включает в себя несколько тесно связанных между собой компонентов:

  • интерес к музыкальным произведениям;
  • эмоциональную отзывчивость на единство выразительности и изобразительности музыкального образа;
  •  музыкальную эрудицию.

На этом этапе формируем  предпосылки  ценностно-смыслового  восприятия и понимания произведений искусства:

  • чувственного понимания настроения в музыке;
  • развития представлений об образной природе музыки. 

 2 этап  Моделирование конструктивных образов.

 Овладение моделями – это новый уровень способов получения детьми знаний. Получая представление о начальном моделировании, ребенок – дошкольник получает представление  о научно-техническом творчестве.

 Планирование работы в старшем дошкольном возрасте становится приоритетным. Дети представляют будущую постройку, вместе обдумывают замысел, распределяют работу.

3 этап Оречевление созданных построек выстраивается  с постепенным усложнением и с опорой на жизненный опыт ребенка.   Четыре  ступени, которые обеспечивают  детям свободу в экспериментировании и исследованиях для того, чтобы приобрести новые знания, и предусматривает   четыре категории заданий:

  1. Первые шаги дети знакомятся с материалами, учатся распознавать отдельные элементы, для чего они нужны и как они взаимодействуют.   Задания для начала работы собраны вместе, чтобы дать возможность «быстрого старта».
  2. Повседневное повествование —   задания позволяют поговорить о значимых событиях и случаях, например, о днях рождения, выездах на природу, фильмах, событиях, связанных с жизнью общества, о книгах или статьях.
  3. Построение и рассказывание историй: выполняя   задания, знакомим дошкольников с основными элементами структуры рассказа. Общая структура рассказа, часто называемая «сюжетной линией», состоит из разных сцен. Каждая сцена является независимой частью последовательности событий в рассказе. Структура рассказа включает три сценические конструкции: начало (завязка), середина (действие) и конец (развязка).  В создании рассказа могут участвовать до пяти дошкольников — они вместе создают сюжет рассказа, а затем каждый   создаёт одну из сценических конструкций рассказа.

 Наши проекты

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Именно проектная деятельность помогает нам связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет нам объединить педагогов, детей, родителей, учит работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Нами были реализованы  мини-проекты:

  •  Проект  «Волшебный мир Чайковского» цель которого: формирование представлений об образной природе музыки  на основе пьес из музыкального цикла «Детский альбом» великого русского композитора  Петра Ильича Чайковского. Это чудесное путешествие, полное сказочных превращений, интересных открытий, творческих импровизаций. Вместе мы «побывали» в разных странах: Италии, Франции, Германии и в театральной Москве.  В своих рассказах, мы спасли принцессу, тоскующую в башне, забирались на итальянские горы.

Познакомились с персонажами сказок братьев Гримм, вернувшись в родную Москву, инсценировали балет «Спящая красавица».  Опыт работы представили на Всероссийском конкурсе «Волшебный мир Чайковского», где предъявили результат реализации проекта  «Путешествие по страницам из Детского альбома П.И. Чайковского».

  •  Проект «По следам пропавшего львенка» Основная цель проекта- развитие предпосылок инженерного мышления в процессе изготовления животных роботов. Музыкальный материал – цикл пьесс «Карнавал животных» К.Сенсанса. Завершающий этап- сочинение сказки о пропавшем львенке. Опыт представлен на Всероссийском конкурсе Lego-мастера.

Опыт представлен  на конкурсе

  • Проект «Ожившие игрушки» Основная цель проекта — развитие творческого мышления. Образовательный процесс строился с помощью примеров из реальной жизни и применением личного опыта на основе пьес из музыкального цикла «Детский альбом» великого русского композитора  Петра Ильича Чайковского. В своих рассказах дети вместе с солдатиками скакали на игрушечных лошадках, танцевали на балах с куклами.

В наших  рассказах даже Баба Яга стала доброй, покушав  волшебный пирог.  

  • Проект «Зимние забавы» — это коррекционно-развивающий проект для детей с  ОВЗ. При рассказывании историй мы автоматизировали поставленные звуки и создали мультфильм, который сами озвучили, его можно посмотреть, кликнув по картинке.  Представили опыт логопедической работы на Всероссийском конкурсе педагогического мастерства «Мой лучший урок», в г. Москва.
  •  Проект «Парк моей мечты» проектировали площадку парка у ДК поселка Цементный. Разрабатывали собственные модели, а затем конструировали статичные и движущиеся карусели.

Цель: формирование инженерно – творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством лего – конструирования.  Опыт представлен на конкурсе «ЮныеТехноТаланты» в г. Первоуральске.

  • Проект «Семейный развлекательный центр Родничок» спроектироваликультурный многофункциональный центр семейного досуга. В котором простроены игровые зоны, семейное кафе, с подсветкой и вентилятором. Зимний парк. На нижнем этаже- автомойка. Опыт представлен на конкурсе «Юные ТехноТаланты» в г. Екатеринбурге.
  • Проект «Новые приключения Незнайки». Цель: формирование инженерно – творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством лего – конструирования.  Познакомились с творчеством Н. Носова, вместе с главным персонажем Незнайкой спасали Кнопочку от кощея. Затем иллюстрировали сказку с помощью конструктора  иллюстрировали. Опыт представлен на конкурсе «Lego- мастера» в г. Оренбург.
  • Lego-турнир.  В летние каникулы на базе нашей Lego-студии мы провели Lego-турнир, на котором командам участникам было предложено смоделировать и рассказать свою версию окончания уральского  сказа о юноше Таватуе и девушке Нейве.  Завершился турнир подарками Lego.
  •   Истории в картинках. Дети дошкольного возраста не имеют навыков письменной речи, но у них есть идеи, для создания начала рассказа, выстраивания последовательности идей и логического заключения. Используя программное обеспечение StoryVisualizer, вместе с детьми и родителями  мы создаем истории-комиксы в картинках. (Истории — комиксы можно посмотреть, кликнув по картинке).

Мы разработали диагностический инструментарий, провели мониторинговое исследование эффективности освоении программы, отметили положительную динамику в развитии у детей:

  • общеречевого  развития (владения речью для передачи своих мыслей, замысла; улучшение социально-коммуникативных контактов между детьми и взрослыми в процессе постройки, общаясь, договариваясь и решая насущные проблемы, дети активно взаимодействуют на вербальном уровне.
  • конструкторских навыков, при моделировании конструкций и ситуаций;

развитие предпосылок универсальных учебных действий и предъинженерного мышления. Значимость семьи в дошкольном возрасте особенно важна, так как именно в этом возрасте происходит формирование личности ребенка.  От характера установления связей в триаде «педагог – родитель — ребёнок» и от понимания значимости семейного коллектива зависит первичная социализация личности ребёнка. 

В своей работе с родителями используем разнообразные формы  и методы. Инновационной формой работы, является организация интеллектуального семейного клуба «Умники и умницы». Где родители, активно участвуют в коррекционно – развивающих,  игровых программах, в проектной деятельности, детско – родительских научно – практических конференциях. Особое значение приобретает совместная деятельность детей и взрослых, в процессе которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении с взрослыми. 

Родители проявляют интерес, они активные участники всего педагогического процесса в нашем детском саду. Участвуя в развивающих занятиях в Lego-студии, активно включаются в процесс строительства, оказывая помощь детям в построении рассказов с опорой на заданную структуру, выстраивание событий в естественном порядке.

Нами организованны  совместные занятия родителей и детей в Lego-студии в рамках семейного клуба «Умники и умницы». Построение и рассказывание историй на различные темы.

Особая ценность проекта «Мир занимательных историй» заключается в том, что дети, у которых проблемы в развитии, имеют возможность видеть перед собой модель своей истории, они значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.

Наши дети научились:

  • проявлять интерес  к музыкальным произведениям и эмоционально импровизировать музыкальные образы;
  • моделировать конструктивные образы;
  • говорить на разные темы;
  • создавать, последовательно выстраивать и пересказывать рассказы и истории;
  • учатся  анализировать рассказы, персонажей и сюжеты.

Творческий союз специалистов, педагогов и родителей благодаря проекту дополнительного образования «Мир занимательных историй» помогает развить  у воспитанников коммуникативные, музыкальные, игровые, двигательные, познавательные, театральные и   конструкторские навыки.  В процессе занятий у детей  совершенствуются  навыки  самостоятельной творческой деятельности, у дошкольников появляется первоначальный опыт технического мышления.

Благодаря совместной деятельности, происходит профессиональный творческий рост потенциала самих педагогов.

Добавить комментарий