Проект по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Пушкарева Анна Александровна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 39», г. Березовский
На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:
- LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка;
- Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре;
- LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности;
Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления. Дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.
Основные принципы использования LEGO – технологий:
- Доступность и наглядность;
- Последовательность и систематичность обучения и воспитания;
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.
Как показывает практика, организация такой деятельности лежит в основе деятельностного подхода, который в области LEGO-конструирования и робототехники не получил широкого распространения, как в игровой, продуктивной, проектной и опытно-экспериментальной видах детской деятельности.
Цель: включение воспитанников подготовительной группы в деятельность по робототехнике для формирования технического конструирования, обеспечивающих быструю ориентацию и адаптацию к новым условиям научно-технического прогресса.
Задачи:
- Внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс;
- Организация проектной деятельности, позволяющей активно вовлекать учащихся во все этапы технологического процесса;
- Формирование умения определять, различать и называть детали конструктора LEGO WeDo 1.0, конструировать по схеме, модели, по условиям, заданным взрослым и замыслу;
- Развитие умения работать в группе (договариваться о совместной работе, планировать общую работу, действовать согласно плану, конструировать в соответствии с общим решением).
Деятельность по реализации проекта
Этапы реализации проекта:
- Мотивационный этап
- Определение и обсуждение идей, создание эмоционально-положительного настроя.
- Планирующий (подготовительный, проектировочный) этап
- Определение темы, связанной с применением конструктора LEGO WeDo;
- Определение цели и задач;
- Формирование рабочей группы;
- Составление плана работы.
- Информационно-операционный этап
- Поиск, изучение, обобщение информации по LEGO WeDo 1.0;
- Знакомство с деталями конструктора LEGO WeDo 1.0;
- Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора LEGO WeDo 1.0;
- Практический (моделирующий) этап
- Создание картотеки образцов, схем робота Стэнли и планеты Сатурн из деталей конструктора LEGO WeDo 1.0;
- Рассмотрение и анализ схем изготовления робота Стэнли и планеты Сатурн (выделение основных частей, определение размера деталей и их название, определение порядка строительных действий);
Организация деятельности детей: деление на группы; распределение обязанностей в каждой группе; создание модели робота Стэнли и планеты Сатурн из конструктора LEGO WeDo 1.0. К созданию модели приложена история о планете Сатурн и о роботе Стэнли. Где говорится о планете Сатурн, что случилось на этой планете, какими функциями обладает робот, и какова его задача.
- Контрольно-коррекционный этап
- Создание выставки творческих работ «Спаси свою Вселенную» из конструктора LEGO WeDo;
- Рефлексивно-оценочный этап
- Выставка творческих работ «Спаси свою Вселенную» из конструктора LEGO WeDo;
- Фотоотчет.
Возраст: дети 7 года жизни;
Время работы над проектом: 4 месяца;
Тип проекта: познавательно-игровой;
Режим работы: внеурочный;
Основные формы и приемы работы с воспитанниками:
- Беседа;
- Ролевая игра;
- Познавательна игра;
- Задания по образцу (с использованием инструкции);
- Творческое моделирование (создание модели рисунка);
- Проект.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Организация выставка моделей;
- Представление проекта;
- Наблюдение за работой детей на занятиях; участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников.
Для того чтобы увидеть динамику проекта, создана диагностическая таблица с 4 уровнями:
Уровни развития по легоконструированию:
- Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету).
- Умение правильно конструировать модель по замыслу
- Умение проектировать по образцу и по схеме
- Умение конструировать по пошаговой схеме
Диагностическая таблица
№ | Ф.И ребенка | Умение подбирать детали по (форме, цвету) | Умение правильно конструировать поделку по замыслу | Умение проектировать по образцу | Умение проектировать по схеме | Умение конструировать по пошаговой схеме |
в/с/н | в/с/н | в/с/н | в/с/н | в/с/н | ||
1. | ||||||
2. |
Планируемые результаты реализации проекта:
- Ребенок овладевает LEGO-конструированием, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- Ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
- Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
- Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;
- Ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
- Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO WeDo 1.0 по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов;
- Ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO WeDo 1.0.
Планируемые итоговые результаты по «LEGO-конструирование и робототехники в ДОУ»:
- У детей сформированы конструктивные умения и навыки, умения анализировать предмет, выявлять его характерные особенности, основные части, устанавливать связи между их назначением и строением;
- Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
- Развита познавательная активность детей. Воображение, фантазия и творческая инициативность;
- Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
- Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую деятельность;
- Сформированы умения собирать и программировать простых LEGO-роботов, используя компьютерные приложения;
- Имеются представления о деталях конструктора и их названиях, способах их соединении. Об устойчивости моделей, их подвижности в зависимости от ее формы, назначении и способов крепления ее элементов.
Идея проекта хорошая. Понравилось то, что присутствует диагностика, по которой можно отследить уровень детей до проекта и на момент совершения
Очень интересный проект! Все доступно , корректно показано!
Отличная возможность развивать конструкторские навыки, техническое творчество!