Проект по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пушкарева Анна Александровна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 39», г. Березовский

На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:

  • LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка;
  • Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре;
  • LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности;

Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления. Дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

Основные принципы использования LEGO – технологий:

  • Доступность и наглядность;
  • Последовательность и систематичность обучения и воспитания;
  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей.

Как показывает практика, организация такой деятельности лежит в основе деятельностного подхода, который в области LEGO-конструирования и робототехники не получил широкого распространения, как в игровой, продуктивной, проектной и опытно-экспериментальной видах детской деятельности.

Цель: включение воспитанников подготовительной группы в деятельность по робототехнике для формирования технического конструирования, обеспечивающих быструю ориентацию и адаптацию к новым условиям научно-технического прогресса.

Задачи:

  • Внедрение LEGO-конструирования в образовательный процесс;
  • Организация проектной деятельности, позволяющей активно вовлекать учащихся во все этапы технологического процесса;
  • Формирование умения определять, различать и называть детали конструктора LEGO WeDo 1.0, конструировать по схеме, модели, по условиям, заданным взрослым и замыслу;
  • Развитие умения работать в группе (договариваться о совместной работе, планировать общую работу, действовать согласно плану, конструировать в соответствии с общим решением).

Деятельность по реализации проекта

Этапы реализации проекта:

  1. Мотивационный этап
  2. Определение и обсуждение идей, создание эмоционально-положительного настроя.
  3. Планирующий (подготовительный, проектировочный) этап
  4. Определение темы, связанной с применением конструктора LEGO WeDo;
  5. Определение цели и задач;
  6. Формирование рабочей группы;
  7. Составление плана работы.
  8. Информационно-операционный этап
  9. Поиск, изучение, обобщение информации по LEGO WeDo 1.0;
  10. Знакомство с деталями конструктора LEGO WeDo 1.0;
  11. Знакомство детей с терминологией, особенностями деталей конструктора LEGO WeDo 1.0;
  12. Практический (моделирующий) этап
  13. Создание картотеки образцов, схем робота Стэнли и планеты Сатурн из деталей конструктора LEGO WeDo 1.0;
  14. Рассмотрение и анализ схем изготовления робота Стэнли и планеты Сатурн (выделение основных частей, определение размера деталей и их название, определение порядка строительных действий);

Организация деятельности детей: деление на группы; распределение обязанностей в каждой группе; создание модели робота Стэнли и планеты Сатурн из конструктора LEGO WeDo 1.0. К созданию модели приложена история о планете Сатурн и о роботе Стэнли. Где говорится о планете Сатурн, что случилось на этой планете, какими функциями обладает робот, и какова его задача.

  • Контрольно-коррекционный этап
  • Создание выставки творческих работ «Спаси свою Вселенную» из конструктора LEGO WeDo;
  • Рефлексивно-оценочный этап
  • Выставка творческих работ «Спаси свою Вселенную» из конструктора LEGO WeDo;
  • Фотоотчет.

Возраст: дети 7 года жизни;

Время работы над проектом: 4 месяца;

Тип проекта: познавательно-игровой;

Режим работы: внеурочный;

Основные формы и приемы работы с воспитанниками:

  • Беседа;
  • Ролевая игра;
  • Познавательна игра;
  • Задания по образцу (с использованием инструкции);
  • Творческое моделирование (создание модели рисунка);
  • Проект.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Организация выставка моделей;
  • Представление проекта;
  • Наблюдение за работой детей на занятиях; участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников.

Для того чтобы увидеть динамику проекта, создана диагностическая таблица  с 4 уровнями:

Уровни развития по легоконструированию:

  1. Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету).
  2. Умение правильно конструировать модель по замыслу
  3. Умение проектировать по образцу и по схеме
  4. Умение конструировать по пошаговой схеме

Диагностическая таблица

Ф.И ребенкаУмение подбирать детали по (форме, цвету)Умение правильно конструировать поделку по замыслуУмение проектировать по образцуУмение проектировать по схемеУмение конструировать по пошаговой схеме
 в/с/нв/с/нв/с/нв/с/нв/с/н
 1.     
 2.     

Планируемые результаты реализации проекта:

  • Ребенок овладевает LEGO-конструированием, проявляет инициативу в познавательно-исследовательской и технической деятельности;
  • Ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары);
  • Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;
  • Ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • Ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO WeDo 1.0 по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов;
  • Ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO WeDo 1.0.

Планируемые итоговые результаты по «LEGO-конструирование и робототехники в ДОУ»:

  • У детей сформированы конструктивные умения и навыки, умения анализировать предмет, выявлять его характерные особенности, основные части, устанавливать связи между их назначением и строением;
  • Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
  • Развита познавательная активность детей. Воображение, фантазия и творческая инициативность;
  • Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
  • Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую деятельность;
  • Сформированы умения собирать и программировать простых LEGO-роботов, используя компьютерные приложения;
  • Имеются представления о деталях конструктора и их названиях, способах их соединении. Об устойчивости моделей, их подвижности в зависимости от ее формы, назначении и способов крепления ее элементов.

3 Replies to “Проект по легоконструированию для детей старшего дошкольного возраста”

  1. gosha

    Идея проекта хорошая. Понравилось то, что присутствует диагностика, по которой можно отследить уровень детей до проекта и на момент совершения

  2. Lena 20

    Очень интересный проект! Все доступно , корректно показано!

  3. Oxana Telesh

    Отличная возможность развивать конструкторские навыки, техническое творчество!

Добавить комментарий